(Eric Berne. Games People Play: The Psychology of Human Relationships)
Процесс общения
Для человека важны эмоциональные контакты. Существует понятие "сенсорного голода", возникающего из-за недостатка общения.
".. удовлетворение сенсорного голода столь же важно в жизни человека, как и насыщение его желудка".
Дефицит общения восполняется так называемыми "поглаживаниями", которые могут выражаться как физически, так и эмоционально и подразумевают признание присутствия другого лица, участвующего в процессе общения.
Эрик Берн использует понятие трансакции - элемента общения, состоящего из обмена "поглаживаниями" и формулирует базовый принцип теории игр: "Любое общение полезнее и выгоднее для людей, чем его отсутствие".
(Формулировка достаточно спорная на первый взгляд. Эту мысль я бы сформулировал так : "Любые "поглаживания", даже имеющие негативную окраску могут оказаться лучше, чем "условия необитаемого острова". В качестве примера приводятся опыты над подопытными животными, когда одинаково благоприятное воздействие на их здоровье оказывало и ласковое обращение и болезненный электрошок).
Структурирование времени
Людям постоянно приходится решать проблему структурирования своего времени.
В процессе структурирования времени, или планирования, можно условно выделить три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.
Эрик Берн использует термин "деятельность" для обозначения функционирования человека в рамках материальной стороны структурирования времени, основной целью которого является получение материальных благ (работа). При этом он подчеркивает, что материальное планирование не относится к социальным проблемам.
В свою очередь социальное планирование представляет ритуальные и полуритуальные способы общения согласно традициям, правилам этикета и т.п.
Индивидуальное планирование - это структурирование времени при личном взаимодействии, как правило, хорошо знакомых людей.
"Игры" - это цепочки трансакций в рамках индивидуального структурирования времени.
"Когда мы говорим, что жизнь в обществе состоит главным образом из игр, мы не имеем в виду, что происходящее забавно или участники игр не принимают их всерьез".
"Ключевой чертой игр является не эмоциональное лицемерие, а управляемость чувств".
Продолжение следует...